Александр Засс и его система тренировок. Часть 1


Автор: Андрей Антонов

Этой публикацией мы начинаем серию материалов об известных спортсменах и цирковых атлетов прошлого. Мы будем рассказывать о жизненном пути великих атлетов, указывать их достижения, описывать методики тренировок, благодаря которым они приобрели всемирную известность и анализировать эти методики с точки зрения современной спортивной науки. И начнем с одного из самых известных на сегодняшний день цирковых атлетов и борцов начала прошлого века, автора знаменитой изометрической гимнастики Александра Ивановича Засса.

Несмотря на то что про Засса написано очень много, и сейчас, набрав его имя в Сети, можно увидеть массу статей, фотографий, с описанием его динамических и изометрических упражнений, знаем мы об этом человеке очень мало.
В Советском Союзе имя Засса было незнакомо до начала 50-х годов прошлого века. До начала Первой Мировой войны Засс выступал в цирках Андржиевского, Юпатова и Хойцева как силовой атлет и как борец. Но особой славы себе он не снискал. Засс не был спортсменом и ни в каких чемпионатах не принимал участия. Он был цирковым атлетом и выступал исключительно в тех цирках в которых ему доводилось работать. Мировая известность к нему пришла гораздо позже, когда после окончания войны он принял решение остаться в Европе и начал там свою специализированную карьеру силового атлета. По понятным причинам советская пресса не афишировала успехи бывшего русского подданного. Хотя справедливости ради стоит указать, что Засс никогда не отказывался от российского гражданства, хотя и считал, что ему как служившему в царской армии, путь в Советский Союз закрыт навсегда. Впервые широкая общественность узнала о нем после публикации на страницах журнала «Советский цирк» статьи народного артиста СССР дрессировщика Владимира Дурова написанную им после лондонских гастролей московского цирка.
Вернувшись в Москву, так рассказывал об этой встрече на страницах журнала «Советский цирк»:
Лондон. Пестрая толпа завсегдатаев цирка, собравшихся посмотреть выступление советских артистов. Разноязыкий гомон в фойе. И вдруг на чистом русском языке: «Владимир Григорьевич, можно вас?» Как будто и не в Лондоне вовсе, а в Москве, на Цветном бульваре мимоходом окликнул старый знакомый.
Дуров обернулся. Перед ним стоял небольшого роста пожилой человек. Респектабельная лысина. Аккуратный пиджачок. Клерк, вышедший на покой, — таких в Лондоне тысячи. Вот только плечи, пожалуй, широковаты для клерка. Да и в улыбке проскальзывает что-то профессиональное, актерское. Тем временем незнакомец заговорил. Голос его звучал глухо, взволнованно и удивительно контрастировал с будто приклеенной безликой улыбкой.
— Я русский, не удивляйтесь. Старый русский цирковой актер. Работал с вашим дедом. Потом перешел в силовой жанр. Когда вы приехали в Лондон, я долго колебался — подойти к вам или нет. Уж больно много между нами теперь границ. Но ведь душа моя — в России, на Родине... А тут еще мне на глаза попалась газетная заметка: «Старый «Русский Лев» Георг Гаккеншмидт в Нью-Йорке напутствует молодых русских силачей». Это было, когда советские штангисты приезжали в Америку. А ведь Гаккеншмидта называли «Львом» тогда же, когда меня называли «Самсоном». Нам обоим не повезло: последние годы жизни и — далеко от родины. Но ведь если Георг смог поговорить с нашими ребятами, почему же мне нельзя?
Самсон заметно волновался. Речь его становилась все более сбивчивой.
— Я не отниму у вас много времени. Я знаю — у вас очень напряженная программа. Но уж не откажите старику — я так хочу услышать от вас рассказ о сегодняшнем нашем цирке. Пожалуйста, очень прошу вас. Вы не можете себе представить, — говорил он нам, — каким непререкаемым авторитетом пользуется советский цирк в Англии. Англичане любят артистов из СССР, всегда тепло отзываются об их выступлениях.
С тех пор имя Александра Ивановича Засса (Дуров ошибочно указал его фамилию, как Самсонов), стало все чаще и чаще появляться на страницах наших газет и журналов. Но всесоюзная известность к Александру Зассу пришла уже после его смерти, когда в 1968 г вышла книга его племянника Юрия Шапошникова в соавторстве с журналистом Александром Драбкиным «Тайна железного Самсона». Книга имела колоссальный успех и выдержало несколько переизданий последнее из которых, дополненное и переработанное, вышло под названием «Уникальная система изометрических упражнений Железного Самсона» в 2012 г. В 1989 г. издательство «Молодая гвардия» выпустила книгу, объединяющую в себя два самостоятельных произведения: книги Валентина Лаврова «Истоки богатырства» и Юрия Шапошникова «Секреты атлетизма». Книга Лаврова представляла собой 10 рассказов об известных силачах прошлого. Одна их глав «Загадка природы – Железный Самсон» была посвящена Александру Зассу. Книга Шапошникова представляет собой методическое пособие по атлетизму с большим количеством иллюстраций и описанием силовых упражнений на разные группы мышц. Отдельно в книге разбираются: волевая гимнастика Анохина, система Мюллера, динамические и изометрические упражнения Самсона и представлена книга Георга Гаккеншмидта «Путь к силе и здоровью» 1911 г. Книга Лаврова и Шапошникова так же быстро стала библиографической редкостью и уже через год, в 1990 г. она была переиздана. Правда Лавров поменял название своей части книги на «Русская сила», и в ней добавились две главы про матроса Китаева и Владимира Гиляровского. Отдельным изданием книга Валентина Лаврова выходила еще в 1997 г. Обе книги про Засса были разобраны на цитаты, которые заполонили русскоязычный Интернет многочисленными публикациями, посвященными великому атлету. Но насколько они исторически достоверны? Попробуем разобраться.
Книга Шапошникова, как описывает автор основывается на документах и воспоминаниях людей, знавших Александра Ивановича Засса, но по сути своей представляет собой вольный пересказ книги самого Александра Засса, «Удивительный Самсон. История, рассказанная им самим» (The amazing Samson as told by himself) изданной в Лондоне в 1925 г. Именно «amazing» - удивительный, так чаще всего называли Засса, иногда – Русский Самсон, но никогда – «железный». Книга была адаптирована под советскую цензуру. Семью будущего циркового атлета Шапошников представляет бедной крестьянской семьёй, в то время как сам Засс писал, что отец был приказчиком и управлял пятью большими имениями. В книге по понятным причинам не упоминается, что после службы отец помог Александру перебраться ближе к дому и купил ему кинотеатр в г. Краснослободске. В своих мемуарах Засс признается, что дело у него не заладилось и он прогорел. И совсем уж наивно выглядит рассказ о «закабалении» Засса сеньором Пазолини, ставшим впоследствии его импресарио. Именно он должен был оправдать факт того, что Засс остался за границей и после 1914 г. не уже никогда не появлялся в России. Ни о каком Пазолини в мемуарах Засса не упоминается. А идет рассказ о развитие его цирковой карьеры, профессиональном росте сменой цирков и импресарио, и неуклонно повышающемся благосостоянии. Засс был далеко не бедным человеком и регулярно учреждал собственные достаточно крупные денежные призы зрителям, которые пытаясь повторить его номера ближе других приближались к «оригиналу». Но такой образ силача категорически не подходил для советской прессы. И Шапошников, а потом и Лавров представляли образ тоскующего по родине артиста по рукам и ногам повязанного контрактами:
…Мысль о родине, смутной тоской всю жизнь бередившая сердце, становится самой больной его болью. Контракты... Проклятые контракты!.. Из их цепких сетей он не мог выбраться всю жизнь. Неустойки, которые он никогда не смог бы выплатить, вечная угроза суда. Об этом горько думать. Но это держит крепче тюремных решеток. Самый сильный человек в мире оказался Гулливером, которого привязали к земле крошечные лилипуты…
Помимо изменения текста из соображений цензуры, Шапошников достаточно вольно обращался с мемуарами дяди. Вводил новых персонажей, не упоминаемых Зассом, как например местного бухгалтера Клима Ивановича, якобы тренера и напарника молодого Александра. Придумана история с выступлением юного Засса в цирке, где он пытался согнуть железный прут, а спустивший со зрительских трибун борец и цирковой атлет Кучкин, рассматривая прут, слегка согнул его и объявилв, что это сделал мальчик и вынудил штальмейстера заплатить обещанный приз - десятирублевую ассигнацию. Спустя несколько лет Кучкин и Засс встречаются в Оренбурге в цирке Андржиевского, где выступает Кучкин и борец приводит его к директору, чтобы тот взял его на службу в цирк. В мемуарах Засса упомянутый атлет и борец носит фамилию Кураткин и знакомятся они в цирке Андржиевского уже после трудоустройства Александра. Так что повесть Шапошникова мы должны рассматривать в первую очередь как самостоятельное художественное произведение, а не как биографию. Рассказ Лаврова о «Железном Самсоне» представляет в первую очередь пересказ книги Шапошникова, хотя автор без сомнения знаком был и с первоисточником. Фамилию Кураткина-Кучкина он исправил, хотя историю, придуманную Шапошниковым о мнимой встрече в детстве, сохранил. Так же он описал первое посещение цирка 12-и летним Александром, и выступление его отца на силовом номере Вани Пуда, про которую Шапошников не обмолвился. Правда описал Ларов это событие с изрядной долей авторской фантазии:
Зал неистовствовал в восторге. Маленький Шура отбил все ладоши. Отец в восхищении качал головой:
— Здоров парень, я и то небось так не смогу!
Ваня обратился к публике, подняв вверх подкову:
— А теперь, уважаемые господа, я буду ломать эту подкову. Может, хочет кто-нибудь попробовать?
Отец вдруг встал и крикнул:
— Давай сюда, попробую!
— Нет, любезнейший, идите на арену, — хитро улыбнулся артист, окинув быстрым взглядом вовсе не богатырскую фигуру мужичка в плисовой красной рубахе. — Пусть все насладятся зрелищем вашей чудесной силы.
В голосе Пуда явственно звучала ирония.
Отец под хихиканье толпы спустился с галерки на арену. Он взял в руки подкову и, даже не разглядывая ее, почти без всяких видимых усилий, словно мятный пряник, разломил на две половинки.
Зал ошалело молчал. Ваня Пуд тоже ничего не мог понять.
— Дай ему другую! — заорал кто-то из публики. — Эта была фальшивая.
Ваня быстро достал из ящика, стоявшего рядом, другую. Он ее на всякий случай оглядел, попробовал на прочность — и протянул отцу. Тот, приняв ее в свои огрубелые от постоянных трудов руки, с продубленными ладонями, моментально, как и первый раз, разогнул подкову на две части.
И тогда публика уверовала в необычайную силу этого смельчака, столь неказистого на вид: ему громко хлопали в ладоши, а кто-то даже крикнул «ура!».
Пуд что-то сказал униформисту, тот сбегал за кулисы и принес рубль. Когда шум стих, Ваня внушительно произнес:
— А это вот, — он поднял руку с рублем, — тебе за подвиг на выпивку! — И он протянул монету отцу. Тот взял рубль, пошарил у себя в кармане и вытащил оттуда трешку. Приложив ее к рублю, он сунул все это в карман шаровар Вани, сказав:
— Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай...
В зале творилось что-то невообразимое: аплодисменты, хохот...
Эта история очень популярна в Сети, хотя представляет собой лишь художественный вымысел Лаврова. Вот как описывал это событие сам Засс:
И чтобы проверить, правду ли говорит шпрехшталмайстер, многие вставали со своих мести и сами пытались повторить эти трюки, и мой отец тоже. Ибо в России и даже в Англии не всегда верят тому, что говорят в цирках или на сценах, а желают удостовериться сами. Так, когда не очень сильные люди подходят к всамделишно тяжелым гирям и пробуют их поднять, порвать очень крепкие цепи или согнуть железные пруты из жесткого металла – ну, это взаправду очень веселое зрелище… Я наслаждался этим. Но отец мой не выглядел комично. Он поднимал гири выше, чем это делали другие, а также заметно сгибал прутья. Только цепей он не мог разорвать. Но, возможно, и это бы ему удалось сделать потрать он немного больше времени на свои попытки. Ведь мой отец был действительно силён, как я уже рассказывал, это так.
Повествовательный стиль книги Шапошникова заканчивается сценой подписания контракта у сеньора Пазолини. Дальнейшие 40 лет жизни атлета укладываются менее чем в две страницы печатного текста. Повествовательный стиль рассказа Лаврова обрывается еще раньше. Детально описывается детство и юность героя вплоть до поступления в цирк Юпатова. После чего рассказ неожиданно комкается, и вся последующая судьба Засса укладывается также менее, чем в две страницы текста.
Имя Александра Засса хорошо известно в современной Великобритании, и публикаций о нем в западных книгах, журналах и англоязычном Интернете даже больше, чем в России. Но все они является лишь переложением одной единственной книги, изданной в Англии, уже упомянутых мемуаров самого Александра Засса «Удивительный Самсон, рассказано им самим», написанную атлетом в возрасте 37-и лет. И в отличии от книг Шапошникова и Лаврова только это издание мы можем считать максимально приближенным к истине и более того единственным источником, поскольку как я уже показал, все последующие публикации являются лишь вольным переложением этой книги их историческая достоверность под большим вопросом. К тому же все они оставляют в полном неведении как же сложилась судьба Засса, скончавшегося в 1962 г. на 80-м году жизни под Лондоном, за десятилетия прошедшие после издания его книги. Поэтому рассматривать биографию Самсона мы будем, опираясь исключительно на этот труд, изданный в России в 2010г. Игорем Храмовым, членом Союза журналистов России, президентом Оренбургского благотворительного фонда «Евразия», занимающегося поиском выдающихся земляков. Внимание фонда привлекла книга «Тайна Железного Самсона», поскольку в ней было указано, что именно на Оренбургской земле началась цирковая карьера Александра. Храмов написал предисловие и послесловие к книге где поделился результатами собственных многолетних исследований жизненного пути Засса, в результате которых он смог установить основные факты биографии знаменитого циркового артиста. В Англии Русский Самсон был все время на виду, чего нельзя сказать о его пребывании в России и годах скитаний по Европе. Единственным источником того периода служат как раз эти мемуары Засса. Но и в них встречаются некоторые неувязки, так и не нашедшие объяснения. После завершения гастролей в Оренбурге цирк Андржиеского, где работал Засс, собрался за пределы губернии. И Александр принял решение вернуться в Саранск к отцу. Но на вокзале он увидел афишу ташкентского цирка Юпатова и решил поехать в Ташкент. Откуда афиша могла оказаться в далеком Оренбурге? Никакого следа в местной прессе о гастролях этого цирка в городе не осталось, хотя цирковая жизнь в прессе освещалась достаточно подробно. Если Засс действительно отправился в Ташкент, то откуда он писал отцу с просьбой выслать денег и куда они должны были прийти? Ведь по легенде для отца он оставался в Оренбурге и работал в паровозном депо.
Следующие неясности связаны с армейской службой. Засс призывается на службу в период работы в цирке Хойцева. Призывной возраст – 21 год. Но Засс призывается не в 1909 г., а в 1911 г. Откуда у него эта 2-летняя отсрочка? Это тоже остается загадкой. Более того, он неожиданно быстро отслужил. Прошёл учебу, получил унтер-офицерский чин, а в 1913 г. родителям пришла по почте цирковая афиша с анонсом его выступления. С 1906 г. в Российской армии была введена трёхлетняя воинская повинность, и раньше 1914 г. закончить службу Засс не мог. После объявлении Германии войны Российской империи Засса мобилизуют, и он попадает в 180-й Виндавский пехотный полк, но все время называет полк «кавалерийским». В мемуарах он указывает, что за храбрость, проявленную в боевых действиях был повышен в звании до лейтенанта, но такого чина в Российской армии не было.
Так что текст мемуаров представляет собой не полную и достоверную биографию, а лишь то, что Засс хотел про себя написать, учитывая, что цель написания данной книги имела в первую очередь рекламный характер. Тем не менее проследить основные вехи жизненного пути великого артиста нам вполне по силам.